Порядок организации и проведения массовых мероприятий регламентируется Законом Республики Беларусь «О массовых мероприятиях», положения которого направлены на создание условий для реализации конституционных прав и свобод граждан, а также обеспечение общественной безопасности и порядка при проведении этих мероприятий на улицах, площадях и в иных общественных местах. В соответствии с нормами Закона проведение массового мероприятия возможно при наличии соответствующего разрешения местного исполнительного и распорядительного органа.
Ответственность за участие в несанкционированном массовом мероприятии предусмотрена статьей 24.23 КоАП.
Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом влекут наложение штрафа в размере до ста базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
По кодексу об административных правонарушениях 2003 года наказание за указанное правонарушение было более мягким: предупреждение, или наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, или административный арест.
Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные организатором таких мероприятий, влекут наложение штрафа в размере от двадцати до ста пятидесяти базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо — от двадцати до двухсот базовых величин.
Перечисленные выше деяния, совершенные за вознаграждение, влекут наложение штрафа в размере от тридцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Следует отметить, что имеются особенности наложения административного взыскания на несовершеннолетнего. Так, к лицу, совершившему административное правонарушение, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет административные взыскания применяются на общих основаниях с учетом следующих особенностей:
1) в отношении него не могут применяться общественные работы, административный арест;
2) размер налагаемого на него штрафа не может превышать двух базовых величин, а в случае наложения на него штрафа в соответствии с санкцией, предусмотренной для индивидуального предпринимателя, — четырех базовых величин (независимо от размера штрафа, предусмотренного в санкции). В случае, если санкция предусматривает административное взыскание только в виде штрафа, а у несовершеннолетнего отсутствуют заработок, стипендия или иной доход, к нему применяются меры воспитательного воздействия.
Важно отметить, что за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 24.23 КоАП ответственность наступает с 16 лет. В случае, когда несовершеннолетний не достиг 16 лет, но уже совершил указанное административное правонарушение, его родители (опекуны, попечители) за невыполнение обязанностей по воспитанию детей привлекаются к административной ответственности по статье 10.3 КоАП. Совершение данного правонарушения предусматривает наказание в виде предупреждения или штрафа в размере до 10 базовых величин.
Напоминаем, что привлечение к административной ответственности, а также совершение деяний, содержащих признаки административных правонарушений, но не достигших ко времени совершения таких деяний возраста, с которого наступает административная ответственность, в соответствии с требованиями Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» влечет организацию и проведение с правонарушителями индивидуально-профилактической работы со стороны инспекции по делам несовершеннолетних и учреждения образования.
Кроме того, согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь «О признании детей находящимися в социально опасном положении» критериями и показателями социально опасного положения несовершеннолетнего являются установленные факты в отношении родителей, в рамках административного либо уголовного процессов подтверждающие, что они не контролируют поведение ребенка и его местонахождение, вследствие чего ребенок привлечен к административной либо уголовной ответственности. А также в отношении родителей ребенка в возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 10.3 КоАП.
Таким образом, если органами опеки и попечительства будет установлено, что несовершеннолетний принимал участие с несанкционированных митингах вследствие бесконтрольности со стороны взрослых, ребенок может быть признан находящимся в социально опасном положении.
Необходимо понимать, что все присутствующие на несанкционированных массовых акциях, в большей степени дети и подростки, подвергаются опасности быть вовлеченными в массовые беспорядки, правонарушения и преступления. Участие подростков в таких массовках опасно для их жизни и здоровья, так как во время массовых беспорядков они могут пострадать.
Органы прокуратуры призывают граждан не брать и не отпускать детей на митинги, поскольку на несанкционированных массовых мероприятиях невозможно обеспечить их безопасность, оградить детей от нарушения их прав и законных интересов. Главное же для детей – оградить их психику от таких испытаний, исключить их пребывание, с родителями или без них, в опасных ситуациях. Это и есть настоящая забота о детях.