РУС БЕЛ ENG

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

К основным задачам социально-экономического развития нашей страны в среднесрочной перспективе и на период до 2030 года отнесено повышение качества образования, что обусловлено потребностью общества в образованных, нравственных, предприимчивых и компетентных личностях, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, умеющих выбирать способы сотрудничества. Они должны отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладать развитым чувством ответственности за свою судьбу и судьбу страны.

Основополагающим навыком для успешной социализации и адаптации личности в быстро меняющемся мире становится функциональная грамотность.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В качестве основных содержательных составляющих функциональной грамотности выделены шесть компонентов: 

  • читaтельская грамотность перейти
  • матeматическая грамотность перейти
  • естественнонаучная грамотность перейти
  • финансовая грамотность перейти
  • креативное мышление
  • глобальные компетенции 

Сегодня всё чаще звучит ещё одна составляющая - это компьютерная грамотность.

Формирование функциональной грамотности учащихся обусловило необходимость преимущественного использования учителями методов обучения и воспитания, направленных на формирование у учащихся навыков самостоятельной учебной деятельности при проведении учебных и факультативных занятий.

Особенности формирования и развития функциональной грамотности учащихся при изучении содержания учебных предметов, рекомендуемые методы обучения и воспитания, задания для выполнения учащимися изложены в приложениях 1–22 к ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ПИСЬМУ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2024/2025 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является национальное исследование качества образования (далее –НИКО), которое ставит своей целью проверку наличия таких знаний, умений и навыков, которые необходимы учащимся в реальных жизненных ситуациях.

Публикации в белорусских научно-методических журналах по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности перейти

поделиться в: